17 марта 2017 года в г. Чебоксары прошли I Межрегиональные педагогические чтения.
Организаторами мероприятия выступили Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии.
В работе педагогических чтений приняли участие: руководители и специалисты Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Марий Эл, руководители, специалисты, учителя и воспитатели общеобразовательных организаций Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан, реализующих адаптированные общеобразовательные программы (более 120 чел. из 23 общеобразовательных организаций).
Участники педагогических чтений обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих вопросов, касающихся введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а также психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, подготовки кадров.
В ходе пленарного заседания участники представили доклады по программно-методическому сопровождению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью, комплексному подходу к системе сопровождения детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, обучения детей с интеллектуальными нарушениями на основе 2-го варианта ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На секционных занятиях участники обсудили имеющийся в регионах положительный опыт и выработали общие подходы к решению вопроса введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Участники педчтений отметили, что в регионах проведена значительная работа по введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Участники признали продуктивным и востребованным представленный опыт регионов по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Было принято решение распространять этот опыт на совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации для педагогов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам.
Участники педагогических чтений согласовали общую позицию в понимании основных направлений практической реализации задач введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и выработали следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Марий Эл:
— продолжить работу по созданию нормативных, регламентирующих и инструктивных документов по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в течение 2017 года).
2. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии:
— совершенствовать систему повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников (в том числе в форме стажировки) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— разработать методические рекомендации, учебно-методические пособия по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Общеобразовательным организациям Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан, реализующим адаптированные образовательные программы:
— продолжить работу по нормативно-правовому, учебно-методическому обеспечению реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— продолжить системную работу по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах традиционных и современных педагогических технологий, организации учебной и внеурочной деятельности в ОУ;
— активизировать деятельность Ресурсных центров для консультирования и сопровождения педагогических и руководящих работников образовательных организации, родительской общественности по вопросам образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на базе отдельных образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ;
— обеспечить развитие сетевого взаимодействия педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы.