Доступная среда
В 2022-2023 учебном году в БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии обучается 338 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 331 инвалидов. Для них создаются специальные условия для воспитания и обучения.
Паспорт доступности школы:
- Акт обследования ОСИ к паспорту доступности ОСИ.
- Паспорт доступности.
- Анкета к паспорту доступности.
Оснащение и оборудование для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- оборудована входная группа и эвакуационный выход с пандусами, санитарный узел (на 2 этаже), оснащенные тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих и кнопками вызова помощника;
- в кабинетах широкие двери;
- имеется специализированное учебное и спортивное оборудование для маломобильных групп населения;
- размещены тактильные и предупреждающие знаки, мнемосхемы;
- имеется ступенькоход;
- бегущие строки;
- тактильные плитки.
АВТОСТОЯНКА (ПАРКОВКА) РЯДОМ СО ШКОЛОЙ — присутствует.
НАЛИЧИЕ ВЫДЕЛЕННЫХ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТА ИНВАЛИДОВ — да.
1. О специально оборудованных учебных кабинетах:
Материально-техническое и информационно-техническое оснащение образовательного процесса в БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии обеспечивает реализацию требований ФГОС и реализацию образовательных программ в полном объёме.
Все школьные кабинеты имеют дверной проем без порожка, правильную прямоугольную форму, окрашены в светлые пастельные тона. Площадь учебных помещений позволяет свободно перемещаться на специализированных средствах передвижения.
Все кабинеты школы, библиотека, столовая, санитарный узел оснащены тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих.
Классы оснащены достаточным количеством источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования. В кабинетах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски с комплектом программного обеспечения, разработаны адаптированные основные образовательные программы.
В школе оборудован 21 учебный кабинет:
- 11 кабинетов начальных классов;
- 10 кабинетов для обучающихся 5-9 классов;
- 9 мастерских (2 — кабинет слесарного дела, 2 – кабинет швейного дела, 1 – кабинет художественной росписи, 1 – кабинет сельскохозяйственного труда, 1 – кабинет столярного дела, 1 – кабинет гончарного дела);
- 2 кабинета учителя-логопеда;
- 1 сенсорный кабинет;
- кабинет «Домоводство»;
- спортивный зал с раздевалками и душевыми;
- кабинет ПДД;
- библиотека;
- актовый зал.
Учебные кабинеты оборудованы рабочим местом учителя (АРМ), рабочими местами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов, специализированной мебелью (стул ортопедический подростковый для детей с ДЦП, парта-конторка, интерактивное оборудование). Мебель для учащихся подобрана в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с учетом роста учащихся, имеет соответствующую маркировку, розетки промаркированы.
Медицинские аптечки во всех кабинетах соответствуют требованиям. В наличии все инструкции по технике безопасности.
Оснащение кабинетов 80-100 %.
Образовательный процесс обеспечен специальным оборудованием, учебно-методическими комплектами, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом.
![]() Учебный кабинет |
![]() Спортивный зал |
![]() Швейная мастерская |
Гончарная мастерская |
![]() Мастерская художественной росписи |
Сенсорная комната |
2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В школе имеются кабинеты для практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: столярная и слесарная мастерские, две швейные мастерские, мастерская «Домовенок», мастерская художественной росписи, теплица (учебно-опытная база по сельскохозяйственному труду), кабинет «Домисолька», кабинет ПДД, кабинет информатики, спортивный зал, 2 кабинета учителя-логопеда, сенсорная комната, учебные кабинеты.
Во всех кабинетах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
- имеются широкие двери;
- отсутствуют пороги.
Об объектах для проведения практических занятий
Перечень оборудования для проведения практических занятий
3. О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Библиотека приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
— имеются широкие двери;
— отсутствуют пороги.
Библиотека Учреждения считает своей главной задачей оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в усвоении учебного материала, внеклассной работе в Учреждении, оказание помощи учителям в подборе методической литературы. Каждый обучающийся обеспечен основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса по всем представленным на лицензирование образовательных программ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Собственная библиотека Учреждения удовлетворяет требованиям по формированию фондов библиотеки учебного заведения. Обучающиеся обеспечены учебной литературой, дополнительной литературой: периодическими изданиями, энциклопедиями, справочниками, словарями, что соответствует существующим требованиям и лицензионным нормативам. Все обучающиеся регулярно посещают библиотеку, берут книги для уроков, работают в читальном зале. Особым спросом пользуются периодические издания, энциклопедии и справочные материалы по предметам.
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.
В библиотеке имеется уютный читальный зал совмещенный с абонементом. Для хранения фонда учебников предусмотрено отдельное помещение — книгохранилище.
Библиотекарь — Ковалева Альбина Николаевна.
Режим работы библиотеки
![]() ![]() ![]() |
Дни недели | Время работы |
Понедельник, четверг | с 08-00 до 15-00 | |
Вторник | с 08-00 до 15-30 |
Обед — с 12.00-12.30
Количество читателей за 2022/2023 учебный год:
Учащиеся — 337 человек
Педагоги — 70 человек
Перед библиотеками стоит задача формирования доступной библиотечной среды с учетом потребностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в школьной библиотеке.
Фонд библиотеки специализированный, соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Школьная библиотека активно включена в социальную среду. Она одновременно выполняет функции мультимедийных, информационных, культурных и социальных центров, в которых помощь в учебной, профессиональной, досуговой деятельности получают на равной основе все пользователи, независимо от состояния здоровья, социального статуса и возраста.
Различные формы и методы работы позволяют библиотеке обеспечить пользователям с ограничениями в жизнедеятельности неограниченный, беспрепятственный доступ к информационным ресурсам.
4. Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Школа обладает необходимой материально-технической базой для занятий физкультурой и спортом обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью..
На территории школы имеются следующие зоны:
- зона отдыха — детская игровая площадка – для подвижных игр и отдыха обучающихся;
- физкультурно-спортивная:
- школьный стадион;
- футбольная, баскетбольная и волейбольная площадки, беговая дорожка, гимнастический городок.
![]() |
![]() |
В здании школы имеется оборудованный спортивный зал с раздевалками и душевыми. Для проведения занятий имеется спортивное оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для спортивно-оздоровительных занятий.
Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надёжности, прочности и удобства. В спортивных залах создана безбарьерная среда.
При входе в спортивный зал
— отсутствуют пороги;
— широкие двери.
![]() |
![]() |
Все оборудование используется в соответствии с учебными программами, планами спортивно-оздоровительной работы, программами спортивных секций и планом спортивных соревнований.
5. О средствах обучения и воспитания, приспособленных для инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются специальные средства обучения и воспитания (специальные учебники и учебные пособия, образовательные программы, специальное оборудование и др.), а также используются аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука. Также используются интерактивные доски и видеоувеличители, специальные технические средства.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
1 уровень – на уроке | |
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке | Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, оборудование в мастерских для практических занятий, ТСО |
2 уровень – учебный предмет | |
Системы условных обозначений различных дисциплин, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету | Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету) |
3 уровень – весь процесс обучения | |
Система обучения и воспитания, методы обучения и воспитания, система общешкольных требований | Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения |
В свою очередь в нашей школе используются на различных уроках и занятиях и идеальные, и материальные средства обучения и воспитания.
В рамках национального проекта «Образование» и проекта «Альтернативная коммуникация — безграничные возможности», финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были закуплены специальное оборудование и специальные средства обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В логопедических кабинетах имеются: логопедические тренажеры для коррекции устной и письменной речи, настенные зеркала и индивидуальные зеркала для проведения артикулярной гимнастики, пособия по обследованию речевого развития детей, по развитию внимания, памяти и логического мышления, формированию звукопроизношения, формированию фонематического восприятия и звукового анализа, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, наборы логопедических игр, компьютерные логопедические программы, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В школе есть кабинет психологической разгрузки — сенсорная комната, где обучающимся предоставляется возможность расслабиться, отдохнуть, снять напряжение. Удобные кресла для релаксации, притушенный свет, тихая музыка, спокойный голос ведущего, все это способствует вхождению в расслабленное состояние. Использование методов саморегуляции позволяет управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, нормализовать дыхательный ритм, уменьшать и даже снимать болевые ощущения.
Имеются разнообразные материалы для проведения коррекционно-развивающей работы (дидактические и развивающие настольные игры), учебные пособия для развития познавательной сферы, световые столы для рисования песком и стол для акватерапии, разнообразные тактильные игровые дорожки.
Воспитательная работа с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания. При необходимости оказываются волонтерская помощь и консультации специалистов.
Воспитательные мероприятия проходят в актовом зале Учреждения.
В актовом зале установлен проектор, экран, звуковая аппаратура, электронный флипчарт. Ступени лестницы и край сцены обозначен сигнальной лентой.
В школе действует психолого-педагогический консилиум (далее — ППк). ППк является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников школы, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством психолого-педагогического сопровождения.
В Учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью создания оптимальных условий адаптации в социуме и социальной ситуации развития, соответствующей состоянию соматического и нервно-психического здоровья, индивидуальности обучающихся, обеспечивающей психологические условия для успешного обучения и развития личности обучающихся.
Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности обучающихся, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования портфолио, необходимого для трудоустройства. Обучающиеся ежегодно активно и успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства – чемпионатах Чувашской Республики «Абилимпикс».
6. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
Для обеспечения «равного доступа к образованию» всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии созданы специальные условия, в том числе доступ в здание инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ):
1) перед входом в здание школы имеется пандус для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата, оснащенный тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих и кнопкой вызова помощника;
2) при входе в здание на лестничных маршах обозначены контрастные ступени (выделены желтым цветом) для слабовидящих людей;
3) на первом этаже располагается туалет для инвалидов и лиц с ОВЗ, оснащенный кнопкой вызова. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обслуживаются вне очереди;
4) при школьной территории имеется парковка для подвоза детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
5) на каждом этаже есть тактильные планы эвакуации (мнемосхемы);
6) на дверях центрального входа здания, на лестницах школы присутствуют жёлтые предупреждающие знаки;
7) перед каждым кабинетом имеются тактильные таблички с указанием номера кабинета и его назначения.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
7. О специальных условиях питания:
Питание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в столовой, рассчитанной на 120 посадочных мест. За каждым классом закреплены определенные столы. Отпуск обучающимся питания в столовой организован в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
Все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся с инвалидностью в соответствии с п.п. 7, 7.1., 7.2. статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получают бесплатное двухразовое питание (завтрак и обед), а обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении на дому. — денежную компенсацию.
Контроль за питанием учащихся ведется комиссией, утвержденной приказом по школе, в состав которой входит заместитель директора, курирующий воспитательную работу, заместитель директора, курирующий учебно-воспитательную работу, медицинская сестра школы, заведующая производством.
Комиссия работает по плану производственного контроля.
Информация о наличии меню:
Меню составляется на 10 дней, что позволяет более практично распределить продукты, с учетом их калорийности, химического состава и их совместимости. В меню включаются разнообразные салаты из овощей и фруктов, кисло-молочные продукты и т.д.
Примерное десятидневное меню для обучающихся. 12 лет и старше. Весенне-летнее меню от 01.03.2023
Примерное десятидневное меню для обучающихся. 7-11 лет. Весенне-летнее меню от 01.03.2023
Информация о наличии ежедневного меню:
Мониторинг горячего питания Минпросвещением РФ.
Для компенсационных выплат по питанию (для обучающихся на индивидуальном обучении на дому):
Нормативно-правовые акты Чувашской Республики
250 2706 — приложение к Постановлению Кабинета министров Чувашской Республики.
Документы, необходимые для оформления компенсации:
Заявление на компенсацию за питание.
8. О специальных условиях здоровья:
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления охраны здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организация питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с инвалидностью. В школе оборудован медицинский и процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты, кабинет врача-психиатра в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется образовательной организацией. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется БУ «Городская детская клиническая больница».
В Учреждении имеется медицинский кабинет первичного приема (смотровой и процедурный кабинеты). Медицинское обслуживание учащихся осуществляется по договору с БУ «Детская городская клиническая больница» Минздрава Чувашии.
Врач-педиатр — Чугунова Ольга Николаевна (каб. 207).
Медицинская сестра — Тельцова Надежда Владимировна (каб. 207).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В рамках пропаганды здорового образа жизни ежегодно проводятся дни здоровья, уроки антинаркотической направленности и т.п.
В Учреждении также имеется стоматологический кабинет (договор с АУ «Республиканская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии и кабинет врача-психиатра (договор с БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии).
![]() |
![]() |
![]() |
Врач-стоматолог — Паутова Евгения Андреевна (каб. 221).
Врач-психиатр — Данилова Ирина Александровна (каб. 219).
9. О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№ 1» Минобразования Чувашии осуществляется доступ к информационным системам и телекоммуникационным сетям, в том числе, приспособленным для использования инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В Учреждении имеется кабинет информатики. В кабинете 12 стационарных рабочих и один компьютер – для учителя, которые имеют выход в Интернет. Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с ПАО «Ростелеком» (скорость – 100 Мбит/с). В школе установлен контент-фильтр.
Доступ к ресурсам сети Интернет обеспечен для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после 8 урока (с 15:00 до 16:00) в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация в соответствии с требованиям.
Доступ в сеть Интернет осуществляется ПАО «Ростелеком»
Наличие локальной сети | Имеется |
Тип локальной сети | Проводная, WI-FI |
Вид и способ подключения к сети Интернет | Оптоволоконная (ВОЛС), |
Скорость подключения к сети Интернет | До 100 Мбит/с |
Сервер распределенного доступа к сети Интернет | Интернет контроль сервер (ИКС) |
Шлюз | Интернет контроль сервер (ИКС) |
СКФ (система контентной фильтрации) | Интернет контроль сервер (ИКС), (способ фильтрации- белые, черные списки) |
Наличие мест подключенных к СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) | Имеется (секретарь учебной части) |
Правила использования сети Интернет
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Об обучении с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий можно ознакомиться в разделе «Дистанционное обучение».
Все участники образовательного процесса (учителя, родители, обучающиеся) школы имеют доступ к АИС «Сетевой город. Образование»: https://net-school.cap.ru/;
Школа имеет официальный сайт в сети Интернет, электронную почту.
10. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В образовательном процессе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и обучающимся с инвалидностью предоставлен доступ к образовательным ресурсам, размещенным в Каталоге образовательных ресурсов Интернет, в том числе официальным сайтам федеральных и региональных органов управления образованием, федеральным и региональным информационно-образовательным порталам, сайтам образовательных СМИ, электронным версиям энциклопедий, словарей и справочников, средствам для разработки электронных образовательных ресурсов и поддержки дистанционного обучения, ресурсам для абитуриентов.
Наиболее популярными являются:
https://edu.gov.ru/ — Министерство просвещения Российской Федерации
http://www.uznai-prezidenta.ru/ — Детский сайт Президента Российской Федерации
http://www.obrazov.cap.ru/ — Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
https://ikp-rao.ru — Институт коррекционной педагоги РАО
http://www.edu.ru/ — «Федеральный портал «Российское образование»
http://window.edu.ru/ — Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/ — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
https://educont.ru/ -Каталог цифрового образовательного контента
https://interneturok.ru — Уроки школьной программы
https://resh.edu.ru/https://resh.edu.ru/ — Российская электронная школа
https://infourok.ru/ — Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»
http://km-school.ru/ — Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.nachalka.com — Начальная школа детям, родителям, учителям
http://www.computer-museum.ru — Виртуальный компьютерный музей
11. О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
В соответствии с п. 4.1. «Специальные технические средства обучения» Приложения «Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации» Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» в БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья :
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
— официальный сайт Учреждения адаптирован в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
— имеются средства информационно-навигационной поддержки, обеспеченные посредством оснащения входных групп вывесками с названием организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Кабинеты дополнительно оснащены табличками, подписанными шрифтом Брайля. На каждом этаже есть тактильные планы эвакуации (мнемосхемы), а на дверях центрального входа здания, на лестницах школы присутствуют жёлтые предупреждающие знаки;
— имеется бегущая строка;
— присутствуют ассистенты, оказывающие обучающемуся необходимую помощь (в штате 5 ассистентов);
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
— дублируется при необходимости звуковая справочная информация о расписании учебных занятий;
— в Учреждении имеются звуковые средства воспроизведения информации;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
— входы в здание доступен для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Имеется автономно-мобильное подъемно-транспортное средство перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам (лестничный подъемник) для попадания в кабинеты, находящиеся на третьем и четвертом этажах. Имеется пандус, оснащенный тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих и кнопкой вызова помощника;
— имеется санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата: туалет оборудован специальным унитазом, напольно-настенным откидным поручнем, раковиной, поручнем опорным для раковины, смесителем для раковины, крючком для костылей (травмобезопасным), тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих и кнопкой вызова.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- компьютеры;
- мультимедийные проекторы;
- интерактивные доски;
- 1 мобильный класс;
- оборудованы кабинеты учителей-логопедов и сенсорная комната;
- сенсорные панели;
- портативная колонка;
- тактильные средства обучения для организации коррекционно-развивающих занятий;
- программы невизуального доступа к информации;
- программы синтезаторов речи;
- альтернативные устройства ввода информации;
- устройства воспроизведения информации;
- интерактивные комплексы,
- интерактивные песочные столы — 5 штук;
- интерактивный стол для акватерапии;
- интерактивный стол логопеда «Logo PRO» (2 ед.). Интерактивный стол имеет предустановленное специальное логопедическое программное обеспечение «ЛОГОМЕР», «АЛМА», «АЛМА тесты», позволяющее вывести занятия с ребенком на новый уровень. Оно включает как специально разработанные игры для формирования правильного произношения, так и конструктор тестов, с помощью которого логопед сможет составить свои тесты, используя картинки, аудио и текстовые документы.
Во время проведения занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Имеются электронные УМК, проводится подбор и разработка методических материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Имеется возможность дистанционного обучения детей инвалидов и лиц с ОВЗ через программу Сферум.
Работает официальный сайт, на котором установлена версия для слабовидящих.
Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние обучающегося через соответствующие органы чувств. Сочетание разных стимулов интерактивной среды сенсорной комнаты оказывает благоприятное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние.
В сенсорной комнате для оптимального функционирования имеется следующее оборудование: фибероптические модули, предназначенные для создания релаксационного светового эффекта в сенсорных комнатах, развития восприятия свойств и признаков предмета, развития тактильных ощущений, мелкой моторики, коррекцию нарушений зрительного анализатора. Функционируют подвесные модули: «Тучка», «Каскад», настенные модули «Зеркало», «Бесконечность», «Космос».
Для детей с ТМНР и РАС в рамках проекта «Альтернативная коммуникация — безграничные возможности», финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, закуплено специальное оборудование: альбомы и карточки Пекс, бизиборды, лабиринты для опорно-двигательного аппарата, коврограф «Ларчик», настенная панель «Сити» и др.
![]() |
|||
![]() |
|||
12. О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат — образовательная организация зданий общежитий и интерната не имеет.
13. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — образовательная организация зданий общежитий и интерната не имеет.
Обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам бесплатную и анонимную экстренную психологическую помощь можно получить следующим образом:
1. Позвонить на Единый круглосуточный общероссийский детский телефон доверия (для детей и их родителей) по номеру: 8-800-2000-122
2. Позвонить на Единый круглосуточный телефон доверия для взрослого населения Чувашии по номеру: 8-800-100-49-94
3. Позвонить на телефон экстренной психологической помощи (службу, действующую круглосуточно под патронажем Министерства здравоохранения Чувашии) по номеру: (8352) 58-31-31
4. Позвонить на телефон круглосуточной Интернет-службы экстренной психологической помощи МЧС России по номеру: +7 (495)989-50-50.
5. Позвонить на Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия по номеру: 8-800-700-06-00. Телефон работает с 07.00 до 21.00 по московскому времени.
6. Позвонить на телефон Скорой круглосуточной психиатрической помощи по номерам: 112 или 03.
7. Позвонить на телефон Горячей линии помощи «Дети Онлайн» по номеру: 8-800-25- 000-15. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени.
8. Заполнить заявку на онлайн помощь детям и подросткам в трудной ситуации от 6 до 18 лет в рамках проекта «Помощь рядом» на сайте: www.pomoschryadom.ru
9. Заполнить заявку на психологическую онлайн помощь родителям в рамках проекта «Я-родитель» на сайте: www.ya-roditel.ru
Возможно получение дистанционной психолого-педагогической, методической и консультационной помощи в рамках республиканского проекта «3:0» . Справки по телефону (8352)513199. Информация по ссылке: http://parents.cap.ru
Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Конституция РФ
- СП 59-13330-2012 (актуализированная редакция «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 2016 г.)
- Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»
- ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества»
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
- ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС557-р)
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учётом доступности для маломобильных групп населения»
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
- СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»