БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ

Хорошие равные отношения являются главной составляющей эмоционального состояния ребенка. Это важно, что школы проводят профилактические программы , чтобы улучшить эмоциональный климат в школе и повысить социальные навыки детей и подростков. Когда ворзнкают проблемы, связанные с общением, школы должны уметь дать эффективный и своевременный ответ. Ученики должны научиться решать ежедневные конфликты и развивать эмапатию для того, чтобы поддержать тех, кто столкнулся с подобной проблемой.

Булинг – это общая проблема, к которой школа и весь преподавательский состав должны быть готовы и быть способными ее решить внутри школы. Буллнг, как и другие формы насилия в обществе, могут негативно повлиять на здоровье, эмоциональное состояние и успеваемость детей. Некоторые ученики свидетельствовали о том, что значительное число детей в какой-то момент были хоть раз вовлечены в буллинг. Эти же самые ученики обнаружили, что лишь небольшой процент детей сообщили о насилии взрослым.

Исследования показывают, что нет опредленного типа людей, которые становятся участниками буллинга. Человек или группа людей, которые постоянно издеваются над кем-то, обычно психологически и физически намного сильней, чем выбранная ими жертва. Напротив, последние обычно бывают легко изолированы и склонны к тому, чтобы иметь меньше друзей, чем их сверстники. Дети, которые становятся мишенью насмешек своих более сильных ровесников, нуждаются в высоком уровне устойчивости к внешним воздействиям и социальных навыках, чтобы иметь возможность урегулировать возникший конфликт. Для эффективного решения проблемы им часто нужна поддержка взрослых.

Другая группа, которую нужно рассмотреть, — те, кто вовлечен в буллинг (либо как жертва, либо как ———) не напрямую. Эти люди обычно называются наблюдателями (свидетелями, стоящие рядом) , которые могут либо одобрять буллинг, либо препятствовать ему в зависимости от того, чью сторону они занимают.

Пассивное наблюдение буллинга можно рассматривать как молчаливое разрешение и одобрение для того, кто буллит, т.к. окружающие закрывают глаза на происходящее. Однако, окружающие также могут активно вмешиваться в происходящие, чтобы предотвратить или остановить издевательства. Для того, чобы уменьшить изоляцию жертвы или детей, находящихся в зоне риска, можно включать их в соместную деятельность, открыто бросать вызов тем, кто издевается над другими, и обращаться к взрослым за помощью от лица ребенка-мишени.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Буллинг – злоупотребление силой одним или несколькими людьми для того, чтобы мучить выбранную ими жертву или группу жертв. Это может иметь последствия на тех, кто вовлечен в это мероприятие, включая и простых свидетелей.

Буллинг включает в себя:

  1. Дисбалланс силы
  2. Повторяющийся образ действий
  3. Умышленная открытая\скрытая (всключая вербальное или физическое) прямя\ косвенная (через интернет) травля
  4. Вербальные, физические, психологические и отношенческие формы

Буллингом не считаются поддразнивания, конфликты или драки между товарищами. Одноразовый инцидент также нельзя назвать булингом.

Определения буллинга обычно указывают на намереное причинение вреда. Однако, дети, вовлеченные в процесс буллинга, не всегда полностью осознают последствия своих действий. Следовательно, важно отреагировать, даже если результат воздействия на ребенка-мишень лишен на первый взгляд какого-то намерения.

РАЗНИЦА В ТЕРМИНАХ

Нам нужно различать буллинг, конфликт и насилие, так как эти формы поведения требуют различной реакции.

Школы должны знать различия между этими видами поведения, чтобы быть в состоянии эффективно отреагировать на ситуацию.

Конфликт – реакция должна включать медиацию, разрешение конфликта и решение проблем.

Реакция на Буллинг – прежде всего поддержка.

Насилие – ответ в виде наказания, которое назначается в соответствии с уставом школы.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ? ( + таб. 1)

Буллинг может проходить в разных формах:

Социальный: байкот, сочинение и распространение слухов, отвержение, клевета, выдавание секретов.

Физический: пинанье, толканье, драка, подножка, совместное избиение, нежелательное тактильное взаимодействие, вандализм, небольшие нападения.

Психологический: открытые\скрытые угрозы, преследование, неприятные имэйлы и смс, угрожающие жесты, манипуляция.

Вербальный: критика, обзывательства, сквернословие, высказывания по поводу нетрадиционной ориентации, рассистские и экстримистские замечания, непристойные заметки или онлайн-посты.

Сайбер-моббинг: с появлением технологических гаджетов были созданы новые формы буллинга. Этот метод позволяет оставаться не рассекреченным и дает возможность распространить информацию среди большой группы людей.

Недавние исследования выяснили, что сайбер-моббинг не так распространен как обычный моббинг лицом-к-лицу. Сайбер-моббинг часто сопровождается обычным буллингом и часто пориходится иметь дело с параллельным буллингом. Однако, не все сайбер-атаки являются буллингом, но чаще рассматриваются как агрессия, в которой принимают участия люди, имеющие цель потроллить кого-то. (?) Нужны разные стратегии.

ЦЕННОСТИ И КОММУНИКАЦИЯ

Язык, который мы используем, отражает наши внутренние ценности и верования.

Подбадривающие методы, направленные на решение проблемы, являются предпочтительными, когда речь заходит об эффективном, носящем воспитательный характер пути прдотвращения буллинга и урегулирования конфликта. Помня об этом, мы должны употреблять сфокусированный на проблеме язык, как было сказано в предыдущем абзатце.

Этот тип решения проблемы меньше сфокусирован на попытке вызвать чувство стыда, но больше на развитии навыков в сфере решения социальных проблем, что позволяет снизить возможность дальнейших инцидентов между подростком и его товарищами.

Карательный метод часто требует более высокого уровня контроля и постоянного вмешательства школьного персонала. Данный метод вероятнее всего приведет лишь к незначительным непродолжительным изменениям в поведении и в конце концом к мести.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

Школы должны понимать не только как справиться с буллингом, но и как его предотвратить.

Выделяют 9 ключевых элементов для осуществления эффективной профилактики буллинга в школах:

  1. Ответственность руководства за безопасностьв школе
  2. Поддерживающая и объединяющая обстановка в школе
  3. Правила
  4. Обучение персонала
  5. Позитивное управление (метод пряника)
  6. Обучение, развитие различных навыков и безопасный учебный план
  7. Внимание на хорошее самочувствие учеников и их имущество
  8. Раннее вмешательство и подержка жертвы
  9. Партнерство с семьями и обществами

Для успешного осуществления стратегии на четырех уровнях используются следующие уровни вмешательства:

Школьный план, обучение и учение: эта зона включает в себя педагогическую практику и определенный школьный план, что является значимым и располагающим для учеников, включая социальные навыки и способность восстанавливать свои физические и душевные силы. 

Школьное устройство и моральные цели: даная зона включается в себя школьную культуру, отношения и ценности, которые способствуют созданию безопасной и дружелюбной атмосфере в школе. Школьные планы и проекты должны развиваться с учетом нужд школьной организации. Организационная структура как система достатка учеников, устав школы, и атмосфера в школе могут быть использованы для повышения уровня успеваемости и благополучия детей. Команды поддержки и другие организации должны работать совместно, чтобы предоставить управление делами тем, кто в зоне риска.

Партнерство и другие учреждения: эта часть связана с отношениями между школой, учениками, их домом и общиной. Эффективное партнерство, включающее в себя взаимодействие всех четырех пунктов (школа, ребенок, дом, община) может гарантировать хорошую обучаемость и то, что дети, находящиеся в зоне риска, имеют возможность получить соответствующую поддержку.

Школы со всесторонними планами и стратегиями в каждой из этих областей и на каждом из четырех уровней (таб.2) гораздо эффективней справляются с профилактикой буллинга, с ранним прерывание и управлением нежели школы, которые полагаются лишь на устав, регулирующий дисциплину.

ПРОФИЛАКТИКА

Профилактика обычно включена во все школьные программы, в организацию школы, моральные цели. Это включает в себя возможность школы принимать во внимание разнообразие внутри общины и поощрять включенность и заботу о всех членах школьной общины.

Школы должны иметь стратегии. Чтобы повышать и поддерживать возможность учеников к восстановлению своих моральных и физических сил, к мотивации, делаю при этом упор на обучении, и учении и хорошем самочувствии. Эти стратегии и программы можно применить по отношению ко всем членам школьной общины, как, например, устав школы, обязанности персонала, школьные собрания, принятие участие родителей в школьной жизни, принятие участия школьников в школьном планировании и в поддержании школьных традиций.

РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Раннее вмешательство включает в себя использование знания о защитных факторах, для того, чтобы спланировать и развить программы для противодействия влиянию факторов риска. Эти средства помогут школе в достижении хороших результатов при выпуске. 

Школы также должны выявить защитные факторы, чобы найти факторы риска, такие как, например, переход из одного класса в другой, дети при переходе из средней школы в старшую нужно обучать навыкам просоциального поведения и способности восстанавливать свои сила тех детей которые могут быть вовлечены в буллинг.

Школы также могут проводить программы для обучения учеников, персонала и родителей поведению свидетелей.

Из 100% случаев буллинга родители знают лишь о 15%, когда как дети являются свидетелями 85%.

Свидетели скорее всего предпримут какое-либо действие…

  1. Если их эмпатия высокая
  2. Если их попросят
  3. Если у них есть знания и навыки для эффективного ответа
  4. Если уже сформировалась какая-то группа поддержки будь то из детей, либо из школьного персонала

Свидетели могут стать образцом для подражания и укрепить просоциальное поведение.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Эффективное взаимодействие с учениками, которых буллят и со учениками, которые упорно продолжают буллить, является жизненно необходимым.

Есть несколько ключевых моментов, которые нужно запомнить, чтобы обеспечить безопасное комфортное состояние обеих сторон (таб. 3):

1 . Безопасность прежде всего – стратегия безопасности должна быть немедленно применена для того, чтобы обеспечить безопасность жертвы буллинга, особенно что касается того отрезка времени, когда ребенок добирается из школы до дома, во время перемен.

2 . Люди прежде всего – применение утвердительного языка и фокусировка на решении проблемы неприемлимого поведения.

3 . Привлечение учеников – привлечь столько учеников сколько возможно для решения проблемы, включая и свидетелей.

4 . Сосредоточиться на решении – использовать проверенные восстановительные программы для того, чтобы увеличить возможность для восстановления мирного сосуществования.

Школы должны также иметь стратегии и программы для того, чтобы провести определенные операции после буллинга такие как сообщение о буллинге, информирование родителей и старшего персонала, обеспечение безопасности, решение проблемы с теми, кто был включен в буллинг, направление учеников в другие службы, если это необходимо.

Предыдущий опыт показывает, что реакция на буллинг должна включать в себя восстановительные практики и социальные методы решения проблемы, чтобы восстановить отношения. Попытка наказать часто приводит к тому, что буллинг становится еще более опасным.

Одна из ведущих стратегий по решению проблемы для учеников, вовлеченных в буллинг:

  • Когда известно о групе людей, участвующих в буллинге, нужно восстановить баланс сил, что позже предусматривает медиацию для нахождения решения.
  • Развить чувство ответственности у учеников, которые буллят по отношению к тем, кого буллят.
  • Улучшить динамику буллинг-группы. Это позволит сократить вероятность для этой группы совершить подобные действия в будущем.
  • Уполномочить жертв булинга быть частью решения общественных проблем, которые на них влияют.

Ученики, которые постоянно буллят других или просто донимают, должны быть направляемы школьной программой по профилактике буллинга и быть подвергнуты определенным санкциям. Подход, который не предполагает карательные методы, не может быть используем в течение долгого времени, если он не дает желательного эффекта.

Ученики, подвергшиеся буллингу, должны пройти консультацию и получить поддержку, чтобы восстановиться и развить способности к поведению, которое не позволит стать жертвой в следующий раз. После буллинга ученики-жертвы могут потерять уверенность в себе, доверие к другим людям.

ТЕХНОЛОГИИ И БУЛЛИНГ

Интернет, имэйл и мобильные телефоны создали новые методы общения для детей и сделали возможным быть на связи со своими друзьями и заводить новых. Большинство коммуникаций при использовании этих технологий позитивны, но , однако, некоторые негативны.

Школы должны:

  • Сделать согласно школьному уставу ответственными детей, которые буллят через мобильный телефон или интернет.
  • Рассказать персоналу и ученикам о законе по использованию интернета и других технологий и развивать определенный кодекс онлайн-поведения.
  • Поощрять у учеников стремление обратиться за помощью, если они чувствуют себя некомфортно , либо если им угрожают.
  • Сообщить родителям о кибербуллинге.

Советы подросткам:

  • Защищайте свою контактную информацию. Защищайте свой мобильный номер, онлайн-адрес и пароли.
  • Говорите обо всем со взрослыми.
  • Блокируйте исходящие сообщения или смените свой мобильный номер и электронный адрес. Не отвечайте на угрожающие сообщения.
  • Сохраняйте любые сообщения с угрозами, а потом предъявите их своему интернет-провайдеру.
  • Убедитесь, что ваше личное кибер-поведение не является для кого-то обидным.

ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ

Это понятия, принятые департаментом образования для программы предотвращения и профилактики буллинга в школах:

  1. Хорошие отношения – суть безопасной, полной поддержки школьной обстановки.
  2. Буллинг – форма насилия и имеет долгоиграющие последствия.
  3. Буллинг происходит в контексте групповой динамики.
  4. Все люди и группы всегда имеют вероятность стать преследователями или жертвами.
  5. Навешивание на человека таких ярлыков как “преследователь” или “жертва” снижают эфективность предотвращения из-за того, что происходит сосредоточение не на поведении, а на самом человке.
  6. Нужно различать буллинг от конфликтов и проявления жестокости, так как используемые стратегии различны.
  7. Буллингу можно эфективно противостоять при попытке разрешить конфликты, восстановить отношения и мирное сосуществование.
  8. Школы должны включать ключевых заинтересованных лиц из самой группы и общины для развития общего понимания.
  9. Весь школьнй подход особенно к буллингу является сущностным.
  10. Эффективный школьный подход к буллингу состоит из программ:
  • по профилактике буллинга,
  • по прерыванию только что начавшейся травли,
  • по эфективной реакции на проишествие.

НАЧАТЬ И ПРОДОЛЖИТЬ

Развитие Всей Школьной Программы:

  1. Развитие всего школьного плана и стратегий среди школьной системы, включая принцип “не унижать”.
  2. Организация активного комитета для планирования и воплощения школьных планов и стратегий.
  3. Распознавание и определение того, что буллинг это не нормально.
  4. Развитие устойчивых принципов и понятий, подчеркивающих все школьное направление.
  5. Установка проактивных процессов и планов, чтобы улучшить отношения между детьми.
  6. Обучение персонала и информирование родителей, учеников.
  7. Развитие процедур, которые могут индифицировать буллинг.
  8. Эфективный ответ на буллинг.
  9. Фокусировака на изменении поведения, а не на наказании.
  10. Вовлечение учеников в решение проблемы.
  11. Рекламировать и поддерживать программу.
  12. Продолжать мониторить и улучшать планы.

Таб.1

ЗОНА

ФОКУСИРОВКА НА РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ

ФОКУСИРОВКА НА ПРОБЛЕМЕ

Неправильное использование терминологии

Видеть разницу между буллингом, конфликтом и жестокостью. Например, драка между друзьями – это не буллинг.

Маркировка всех конфликтов в отношениях между учениками как буллинг ограничивает возможность эфективного разрешения проблемы

Действия

Восстановительный подход как ответ на буллинг скорее всего приведет к изменениям в поведении и восстановлению отношений .

Такие термины как “ жестокость (дословно – нулевая толерантность)” и “нам все равно на..” – частно предполагает отсутствие толерантности по отношению к людям и может снизить тенденцию к общению в какой-то замкнтуой группе(???). Поощрение подхода наказания на первой ступени может привести к тому, что группу, которую буллят, может стать еще большим врагом и может быть наказана.

Название программ

   

Маркировка

Ученик, которого буллят, ученик-жертва, ученики, вовлеченные в буллинг ( обе стороны) и т.д. – термины, которые фокусируются на поведении.

Деление детей на преследователей и жерты фокусируется скорее на персоне, нежели на действии.

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ И ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ НАПАДАТЬ НА ДРУГИХ (руководство для подростков)

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ВОВЛЕЧЕН? (руководство для родителей)

РУКОВОДСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА (руководство для школьной администрации, учителей и психологов)