СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетном, особенно в современных условиях, является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
Основные направления работы социального педагога
- Проверка посещаемости занятий обучающимися.
- Составление социального паспорта семей обучюащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
- Профилактические беседы с «трудными» учащимися и их родителями (законными представителями).
- Взаимодействие с правоохранительными органами.
- Оказание социально-психологической помощи и поддержки обучающимся и их родителям (законным представителям).
Главной направленностью социально-педагогической работы с детьми является содействие саморазвитию личности
- Социальный педагог устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к участию в совместной деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности общины для преодоления трудностей.
- Участвует в формировании здорового жизненного стиля, умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы.
- Взаимодействует с общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в рамках профилактики употребления ПАВ, безнадзорности и пропаганды здорового образа жизни.
- Обеспечивает предупреждение беспризорности и безнадзорности детей, выявление и устранение причин и условий, способствующих этим социальным явлениям.
- Обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Обеспечивает раннюю профилактику правонарушений и преступлений.
- Формирует здоровый жизненный стиль, умение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы.
- Взаимодействует с заинтересованными службами и ведомствами города, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в рамках профилактики употребления ПАВ, безнадзорности и пропаганды здорового образа жизни.
Социальный педагог имеет следующие права
– собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические обследования;
– делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении их личных и социальных проблем;
– информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности.
1. Пропаганда здорового образа жизни:
- Профилактика вредных привычек.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений.
2. Защита прав ребенка
- Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка.
- Отслеживание социального статуса учащихся.
- Организация дополнительного образования.
- Организация социального сопровождения процесса обучения и воспитания.
3. Работа с семьей
- Изучение условий жизни.
- Определение доминирующего фактора дисфункции семьи.
- Индивидуальное консультирование родителей по вопросам проблемных ситуаций.
- Профилактические мероприятия.
4. Работа с детьми «группы риска»
- Индивидуальные и групповые беседы.
- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
- Обеспечение занятости. Консультирование педагогов.
5. Работа с детьми, оставшимися без родительского попечения
- Индивидуальные и групповые беседы.
- Наблюдение условий проживания детей-сирот, состоянием здоровья и питанием.
- Контроль над сохранностью имущества детей, имеющих статус сироты.
6. Отслеживание условий жизни опекаемых детей
- Индивидуальные беседы.
- Инспектирование.
- Консультирование опекунов.